БАМ
04.02.2020 13:05

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) – это советская и российская железная дорога, проложенная севернее Транссибирской железнодорожной магистрали от расположенной на ней станции Тайшет до города Советская Гавань на побережье Тихого океана.

Крупномасштабный этап реализации проекта, работы по которому велись ещё с довоенного периода, начался в 1974 году после проведения необходимых подготовительных работ. КПСС объявила БАМ Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

В 1984 году удалось соединить прокладывавшиеся одновременно с двух сторон западный и восточный участки магистрали. А в постоянную эксплуатацию она была введена в 1989 году.

Географическое положение

Байкало-Амурская магистраль проложена к северу от Транссибирской железной дороги и идёт почти параллельно ей. Так, центральные участки БАМа расположены приблизительно на 400-500 км севернее Транссиба. При этом западный участок магистрали длиной около 1800 километров проходит по территории Восточной Сибири, а восточный длиной 2480 километров – по Дальнему Востоку.

БАМ пересекает несколько крупнейших рек России, в том числе Ангару, Лену и Амур, а его 20-километровый участок проложен по самому берегу озера Байкал.

Магистраль прорезает несколько высокогорных систем, таких как Сихотэ-Алинь и Становое нагорье, сквозь которое она проходит по Северомуйскому тоннелю, самому длинному железнодорожному тоннелю в России.

Структура БАМа

Байкало-Амурская магистраль включает в себя не только главную линию, но и подъездные железнодорожные пути, проложенные ещё до 1974 года:

на западе – между Усть-Кутом и станцией Тайшет Транссибирской магистрали и

на востоке – между Комсомольском-на-Амуре и Советской Гаванью, расположенной на тихоокеанском побережье.

Общая длина магистрали составляет около 4280 км, при этом в её структуре до сих пор преобладают однопутные участки. Однако после возобновления строительства был уложен второй путь на линии Тайшет – Усть-Кут (до моста через Лену) общей протяжённостью 787 километров и ещё на нескольких более коротких перегонах. Проведению модернизации Байкало-Амурской магистрали способствует тот факт, что верхнее строение пути на всей её протяжённости подготовлено к укладке второго пути.

Западный участок БАМа от Тайшета до Таксимо (1469 километров) электрифицирован.

Значение магистрали

Байкало-Амурская магистраль была построена, в частности, из военно-стратегических соображений, так как восточный участок Транссиба проходит рядом с китайской границей, что расценивалось как потенциальная угроза для государственной безопасности.

Строительство БАМа означало не только создание новой транспортной артерии, но и демографическое и экономическое освоение ранее почти не использовавшейся территории. Байкало-Амурская магистраль должна была улучшить экономическую связь между Западом и Востоком СССР, а также международные экономические отношения страны, в первую очередь с Японией. Для этой цели требовалось создать рядом с самой железной дорогой большое количество объектов инфраструктуры – посёлков, электростанций и автомобильных дорог.


 
Яндекс.Метрика

Error: Incorrect password!