БАМ - Прошлое и будущее Байкало-Амурской магистрали
04.02.2020 13:05

История

– Первые проекты и начало строительства

Первые проекты транспортно-технологического освоения Байкало-Амурского региона разрабатывались ещё в начале 19-го века, в частности, сосланными в Сибирь декабристами.

В апреле 1932 года после проведения топографической разведки, осуществлявшейся железнодорожными войсками РККА с 1926 года, вышло постановление Совнаркома «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги», и начались проектно-исследовательские и строительные работы.

В начальный период в строительстве магистрали задействовалось большое число заключённых. Для этой цели на станции Свободный Транссибирской магистрали было развёрнуто специальное подразделение Гулага, БАМлаг.

Во время Великой Отечественной войны строительные работы были прерваны, а несколько веток уже уложенного пути даже пришлось демонтировать, так как рельсы и шпалы срочно потребовались для прокладки железной дороги Сталинград – Саратов – Сызрань – Свияжск (под Казанью), известной как «Волжская рокада» и предназначенной для снабжения Красной Армии в предстоявшей Сталинградской битве.

Летом 1945 года было завершено строительство участка БАМа от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани, который почти сразу был использован для переброски в порт Ванино группировки советских войск, направлявшейся для участия в Южно-Сахалинской операции против японской армии.

После войны строительство магистрали продолжилось, но уже в более скромных масштабах.

В июле 1951 года было открыто движение поездов на всём протяжении линии Тайшет – Усть-Кут, а в 1958 году она была сдана в постоянную эксплуатацию.

– Великая советская стройка

В начале 1970-х годов было решено возобновить строительство БАМа. Новый масштабный проект СССР получил поддержку других государств-членов Совета экономической взаимопомощи, в частности, в виде поставок необходимых строительных материалов и оборудования.

Кроме того, в 1974 году Советский Союз заключил с западногерманской компанией Magirus-Deutz контракт на поставку приблизительно 9,5 тысяч тяжёлых строительных грузовиков и самосвалов, которые лучше всего подходили для использования в условиях Сибири благодаря установленным в них двигателям с воздушным охлаждением.

Строительство магистрали велось как в восточном, так и в западном направлении.

В конце сентября 1975 года прошёл первый поезд по построенному в 16 километрах южнее Комсомольска-на-Амуре мосту через Амур длиной 1437 метров.

Датой завершения строительства БАМа считается 1 октября 1984 года, когда на станции Куанда было торжественно уложено «золотое звено», соединившее западный и восточный участки магистрали.

В 1989 году Байкало-Амурская магистраль была введена в эксплуатацию на всём своём протяжении, однако в связи с тем, что Северомуйский тоннель в то время ещё не был пробит, движение по ней временно осуществлялось по объездной ветке длиной 61 километр. Северомуйский тоннель был введён в постоянную эксплуатацию лишь 5 декабря 2003 года. Это – самый длинный железнодорожный тоннель в России. Его длина составляет 15343 метра.

– Кризис

Строительство БАМа было обоснованным как с военной, так и с экономической точек зрения. Однако с середины 1980-х годов проект стал встречать всё больше критики.

С наступлением кризиса и последующим развалом Советского Союза пришлось снять с повестки дня реализацию крупных проектов в сфере горнодобывающей и обрабатывающей промышленности в зоне охвата Байкало-Амурской магистрали, что особенно к концу 1990-х годов привело к резкому снижению интенсивности движения по ней. Сама магистраль стала расцениваться как нерентабельное капиталовложение в связи с убыточностью её эксплуатации. И до сих пор пассажирское движение по БАМу остаётся убыточным в связи с очень низкой заселённостью зоны охвата магистрали. В связи с этим между Тындой и Комсомольском-на-Амуре пока курсирует всего один поезд дальнего следования.

– Текущая ситуация

Благодаря сырьевому буму последних лет и подъёму российской экономики увеличился и объём транспортных услуг. Началась реализация проектов 1970-х годов, в частности, по освоению Удоканского и Чинейского рудных месторождений в районе станции Новая Чара, а также одного из крупнейших в Евразии Эльгинского угольного месторождения на юго-востоке республики Саха, запасы которого составляют 2,2 миллиарда тонн.

Планы на будущее

БАМ должен стать альтернативным Транссибу маршрутом транзита контейнеров из тихоокеанского региона и Восточной Азии в Европу и обратно. Правда, осуществлению этой задачи препятствует преобладание однопутных участков и нехватка подъездных путей к восточному концу магистрали. Время от времени возникают идеи о её продлении до острова Сахалин (по мосту или туннелю) или вообще до Японии, однако подобный проект не окупится, по крайней мере пока.



 
Яндекс.Метрика