Северный морской путь
04.10.2019 18:41

Северный морской путь ‒ это судоходный коридор в Северном Ледовитом океане, тянущийся вдоль северного побережья европейской и азиатской частей Российской Федерации от Белого моря до Берингова пролива. Его длина составляет около 6,5 тысяч километров.

История исследования

Английские и голландские мореплаватели, в частности, Виллем Баренц, первыми пытались исследовать Северный морской путь ещё в 16-м веке, однако эти попытки оказались неудачными из-за невозможности преодолеть полярные плавучие льды.

В начале 17-го века русские охотники на тюленя и купцы добрались до тогда ещё безымянного мыса Челюскин, а в 1648 году Семёну Дежнёву и Федоту Попову удалось впервые обогнуть морем Чукотский полуостров.

В ходе начавшейся в 1733 году Второй Камчатской экспедиции Витусом Берингом были исследованы другие участки арктического побережья Сибири.

Швейцарский географ Самуэль Энгель (1702-1784 гг.) написал географические трактаты о возможности обогнуть Евразию с севера.

Полностью пройти дистанцию Северного морского пути с промежуточной зимовкой впервые удалось шведскому географу Адольфу Эрику Норденшёльду в ходе экспедиции 1878-1879 годов. И лишь в 1932 году северный коридор впервые был полностью пройден без зимовки советским ледоколом «Александр Сибиряков».

Главное управление Северного морского пути

В декабре 1932 года при Совете народных комиссаров СССР было создано Главное управление Северного морского пути, целью которого являлось освоение Арктики и обеспечение судоходства по ней.

В компетенции этой государственной организации оказалась огромная территория площадью 8 млн. квадратных километров: в европейской части Советского Союза она охватывала острова и окраинные моря Северного Ледовитого океана, а в азиатской части была ограничена с севера 62-й параллелью. Таким образом, зона ответственности Главного управления простиралась по суше от Кольского до Чукотского полуострова, а по воде ‒ от Беренцева до Берингова моря.

Учреждению этой организации предшествовала историческая экспедиция 1932 года на ледоколе «Александр Сибиряков» под руководством Отто Шмидта, в ходе которой Северный морской путь был впервые полностью пройден за один навигационный период.

При этом «Сибиряков» двигался с запада на восток, а в обратном направлении преодолеть Северный морской путь за один навигационный период впервые удалось лишь в 1934 году на ледоколе «Фёдор Литке».

Освоение побережья Северного Ледовитого океана

Возможность судоходства по Северному морскому пути без промежуточной зимовки должна была быть обеспечена из соображений не только экономики, но и обороны страны. Главное управление получило от ЦК КПСС поручение сделать Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива полностью пригодным для эксплуатации, должным образом оборудовать его, поддерживать в хорошем состоянии и обеспечивать безопасность судоходства по нему. Для этих целей в подчинение организации были переданы свыше десятка гидрологических станций, а также Арктический институт СССР.

Все ледоколы страны были переведены в состав флота Главного управления Северного морского пути, а с 1938 года началось серийное изготовление новых, мощных ледоколов.

Были определены 2 оперативных участка, граница между которыми проходила по 140-му меридиану: в западный участок были включены Баренцево и Карское моря, а также море Лаптевых, а в восточный ‒ Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово моря.

С этого времени морские суда стали регулярно заходить в устья Оби, Енисея, Лены и Колымы. На местах были оборудованы аэродромы, и за 2 месяца до начала навигации начиналась ледовая разведка с воздуха.

Кроме того была построена сеть полярных станций, оснащённых радиосвязью.

Вдоль побережья Северного Ледовитого океана стала осуществляться разведка месторождений и добыча полезных ископаемых.

В 1930-е и 1940-е годы за Северным полярным кругом возникли новые морские порты, такие как Игарка, Диксон и Певек.

В 1939 году начальником Главного управления был назначен Иван Дмитриевич Папанин.

Война в Арктике

После начала Великой Отечественной войны Папанин приказал установить артиллерийские орудия на мысе Желания, расположенном на северной оконечности Новой Земли, а также на острове Диксон на выходе из Енисейского залива.

В 1941 году немецкие подлодки и самолёты начали проявлять активность в акваториях Баренцева и Белого морей. В связи с этим большинство морских судов Главного управления Северного морского пути было передано в оперативное подчинение Беломорской военной флотилии, а ледоколы были оборудованы пушками и пулемётами.

Первым незамерзающим морским портом на западе СССР, оказавшимся за линией фронта, был Архангельск. Там приходилось разгружать суда союзников, доставлявших в СССР боеприпасы, военную технику и продовольствие в рамках программы ленд-лиза.

Папанин приказал расширить причальные сооружения порта Архангельск, необходимые для загрузки и разгрузки крупнотоннажных пароходов, а также построить новые порты в устье Северной Двины (Северодвинск и Экономия). Для этого пришлось значительно углубить фарватер реки.

Порт Экономия был соединён с Архангельском железнодорожной линией, для постройки которой в болотистый грунт тундры были уложены тысячи тонн гравия. Правда, в то время моста через Северную Двину ещё не было, так что пришлось проложить вспомогательный участок железной дороги по речному льду. Эта временная переправа позволяла по одному перевозить через реку выгружавшиеся с кораблей танки.

Первый конвой союзников прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года, всего же в тот год их было семь.

В общей сложности за годы Великой Отечественной войны через Архангельск прошло 5 миллионов тонн грузов, поставленных по программе ленд-лиза.

Принимая во внимание тот факт, что зимой 1941 года море в районе северодвинских портов покрылось слоем льда, пришлось вновь ввести в эксплуатацию находившийся всего в 40 километрах от линии фронта порт Мурманск, из которого после демонтажа были вывезены все портовые сооружения.

Силами 5 тысяч помощников и полутора тысяч горожан порт был восстановлен под почти ежедневными налётами вражеских бомбардировщиков с территорий Финляндии и Норвегии. В ходе Великой Отечественной войны он стал одним из эпицентров наиболее ожесточённых боёв на севере Советского Союза.

Первый морской конвой союзников прибыл в порт Мурманск 11 января 1942 года под покровом полярной ночи.

1942 стал самым тяжёлым годом войны в Арктике. После поражения под Москвой Германский рейх попытался парализовать поставки военной техники, боеприпасов и продовольствия по Северному морскому пути.

В конце июля 1942 года немецкие подводные лодки впервые вторглись в Арктику и нанесли удары по советским полярным станциям. Тяжёлый крейсер гитлеровцев «Адмирал Шеер» совершал рейды в Карском море и во время одного из них потопил ледокол «Александр Сибиряков».

Особенно трагичной оказалась судьба конвоя PQ-17, следовавшего из Исландии в Мурманск в июне 1942 года: из 35 судов до порта назначения добрались только 11. После этой катастрофы отправка союзных конвоев возобновилась лишь в сентябре.

Весной 1943 года союзники приостановили морские поставки почти на 9 месяцев.

Восточный участок Северного морского пути тоже играл важную стратегическую роль. В рамках программы ленд-лиза американские лётчики перегоняли на Чукотский полуостров предназначенные для СССР боевые самолёты США, которые дальше перегонялись в Красноярск уже советскими пилотами.

Судоходство по Северному морскому пути зависело от надёжного снабжения углём, крупнейшим поставщиком которого были угледобывающие предприятия Воркуты, несмотря на низкое качество их угля. С этой целью вдоль всего морского коридора были построены угольные склады.

В 1944 году в водах Северной Атлантики немцам удалось потопить уже лишь 6 из 258 судов, входивших в состав морских конвоев союзников.

Послевоенный период

После окончания Великой Отечественной войны возобновились морские научно-исследовательские экспедиции: так, в 1946 году ледокол «Северный полюс» исследовал северо-восточные моря. В 1948 году ледоколом «Фёдор Литке» было исследовано Карское, а в 1955 году ‒ Гренландское море.

В послевоенный период в СССР было построено множество новых ледоколов, в том числе атомные ледоколы «Ленин» и «Арктика».

Число научно-исследовательских станций превысило сотню.

В конце 1940-х, а также в 1950-е и 1960-е годы интенсивность судоходства по Северному морскому пути систематически увеличивалась благодаря постройке и реконструкции портов Диксон, Тикси, Певек и порта Провидения, кроме того за счёт использования мощных ледоколов удалось продлить продолжительность навигации.

Развал Советского Союза привёл к сокращению интенсивности судоходства по Северному морскому пути из-за относительно высоких транспортных расходов в условиях рыночной экономики (обусловленных прежде всего использованием ледоколов и ледовой разведки), что привело к тяжёлым экономическим последствиям для расположенных вдоль него городов, таких как Тикси, из которых до сих пор продолжается отток населения.

Российский период

Российская Федерация не прекращает освоение и эксплуатацию Северного морского пути, который в наши дни используется главным образом крупнейшими добывающими компаниями страны, такими как «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Норникель», «Росшельф», а также субъектами Федерации (Красноярский край, Саха-Якутия, Чукотка).

По состоянию на 2018 год северный коридор обслуживали 4 атомных ледокола («Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач»), а также единственный в мире атомный лихтеровоз «Севморпуть».

Обновлено 04.10.2019 19:24
 
Яндекс.Метрика