Республики Кавказа

Автономные республики

СССР в картинках

Знаменитости СССР

Авторизация




Туркменские ковры
06.10.2011 17:07

Туркменские женщины ткут ковры давно, наверное, с тех пор, как живет на земле их народ. Ковры были необходимы каждой туркменской семье в их кочевой жизни. Разные ковры рождались разными жизненными потребностями: большие ковры украшали жилище, маленькие ковровые мешки были нужны для хранения мелких вещей, длинные и широкие белые ковры стягивали каркас кибитки. Были ковры для различных обрядов. Например, во время свадьбы на верблюда, увозившего невесту в дом жениха, с двух сторон вешали прямоугольные коврики, на которых были вытканы птицы.

Искусство туркменских мастериц было широко известно. Знаменитый итальянский путешественник XIII —XIV века Марко Поло писал, что в этой стране ткут самые тонкие и красивые ковры на свете. Из поколения в поколение, от матери к дочери, передавался секрет этого искусства. По яркости и долговечности красок, по своеобразной красоте тонкого рисунка туркменский ковер не знает себе равных. В ковровые узоры туркменская женщина вкладывала свой мысли, чувства, мечты. Недаром поэт сказал: «Разверни свой ковер, и я прочту твой мысли».

Туркменские ковры ткут ручным способом. Сидя перед ковровым станком, мастерицы вяжут узлы из цветной шерсти. Узелки образуют ворс ковра. Туркменские ковры отличаются большой плотностью: 900 тысяч узелков на один квадратный метр. За год опытная мастерица может изготовить не более 10—12 квадратных метров такого ковра.

На Ашхабадской ковровой фабрике есть небольшой музей с драгоценной коллекцией старинных ковров. Посетители музея часто спрашивают, как узнать — какой ковер дороже. Им отвечают: чем больше затрачено труда, тем дороже ковер. А чем больше завязано узлов, тем больше вложено труда. Например, небольшой старинный коврик — чуть больше квадратного метра — состоит из 1148 тысяч узелков.

В картинной галерее Ашхабада в самом большом и высоком зале находится самый большой ковер в мире. Этот ковер-гигант соткали 35 мастериц за 7 месяцев. Его длина — 18 метров, ширина — 11, вес ковра — 865 килограммов. В нем 48 миллионов 752 тысячи узлов.

Лучшие изделия туркменских ковровщиц были удостоены золотых медалей на выставках в Лейпциге, Париже, Брюсселе. В книге отзывов на Парижской выставке было написано: «Невозможно поверить, что это чудо смогли сделать маленькие человеческие руки».

Неожиданную помощь получили мастера ковроткачества Туркмении: на некоторых картинах европейских художников средневековья они обнаружили изображения туркменских ковров XII - XVI веков.

Воссоздать орнамент одного из них помог, например, «Портрет купца Георга Гисце» кисти великого немецкого живописца Гольбейна Младшего. Картина, написанная в 1532 году, воспроизводит во всех деталях ворсовое полотно с геометрическим рисунком и красным фоном. По ней специалисты и создали эскиз нового ковра.

Национальная традиция ковроткачества насчитывает тысячи лет. Но заглянуть в творческую лабораторию народных умельцев прошлого не так просто: даже самые прочные тканые полотна подвластны воздействию времени. Так постепенно утрачивались и секреты изготовления ковров, и их многообразные рисунки. Картины старых мастеров, как оказалось, в значительной степени могут восполнить пробелы наших знаний о древнем искусстве ковроткачества и помочь возродить красоту.

Обновлено 16.10.2011 13:40