Сергей Павлович Королёв
13.05.2013 15:02

Сергей Королев и Юрий Гагарин

Сергей Павлович Королёв (родился 30 декабря 1906 года в Житомире – умер 14 января 1966 года в Москве) – великий советский ученый, конструктор ракетного оружия и космических ракет, организатор первого в мире полета человека в космос.

С.П. Королев родился в Житомире. В 1910 году его родители развелись, и мать отправила 3-летнего сына в Нежин к бабушке и дедушке. С 1915 года Сергей учился в подготовительных классах гимназии в Киеве, а в 1917 году после переезда с матерью и отчимом в Одессу поступил в местную гимназию.

Вскоре гимназия была закрыта, после чего Королев 4 месяца проучился в единой трудовой школе. Дальнейшее образование он получал уже дома благодаря тому, что и мать и отчим были учителями, к тому же отчим был по образованию инженером.

Годы его учебы в гимназии и школе совпали с развитием недавно зародившейся авиационной техники, которая очень заинтересовала юного Королева.

Так, в 1924 году высокоодаренный юноша, интересующийся всякого рода летательными аппаратами, стал студентом Киевского политехнического института, а в 1926 году его перевели в МВТУ имени Н.Э. Баумана, который он окончил в 1929 году. Под влиянием трудов Константина Циолковского С.П. Королев, как и многие другие, проникся мечтой о полете в космос на космическом корабле и в дальнейшем сделал все возможное для осуществления этой мечты ...

Осенью 1931 года он совместно с энтузиастом в области ракетных двигателей Ф.А. Цандером организовал в Москве так называемую «Группу изучения реактивного движения» (ГИРД), которая в апреле 1932 года фактически была преобразована в государственную научно-конструкторскую лабораторию по разработке ракетных летательных аппаратов.

Именно здесь в сотрудничестве с двумя другими пионерами советской космонавтики Фридрихом Цандером и Михаилом Тихонравовым была сконструирована и в августе 1933 года, спустя 7 лет после запуска первой американской ракеты, успешно запущена первая советская жидкостно-баллистическая ракета ГИРД-09. Эта «малышка» весила всего 19 кг при длине всего 2 м 40 см.

В 1933 году на базе ГИРД и Газодинамической лаборатории из Ленинграда был организован Реактивный научно-исследовательский институт, директором которого был назначен И.Т. Клеймёнов. Королев стал заместителем директора РНИИ.

В 1935 году он был назначен начальником отдела ракетных летательных аппаратов. В 1936 году под его руководством были проведены испытания крылатых ракет, зенитной (ракета 217 с пороховым ракетным двигателем) и дальнобойной (ракета 212 с жидкостным ракетным двигателем), а в 1938 году его отдел разработал проекты крылатой и баллистической ракет дальнего действия с жидкостным двигателем, авиационных ракет и твердотопливных зенитных ракет. Но из-за разногласий с руководством по вопросу перспектив развития ракетной техники Сергею Павловичу пришлось уйти с должности заместителя директора РНИИ, и в итоге он получил лишь рядовую должность старшего инженера.

27 июня 1938 года во время работы над ракетопланом РП-318-I Королев был арестован по обвинению во вредительстве и подготовке покушения на Сталина и приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. В апреле 1939 года он был доставлен на Колыму на золотой прииск Мальдяк, а в конце декабря того же года переведен во Владивостокский исправительно-трудовой лагерь. В июне 1940 года его приговор был пересмотрен и изменен на 8 лет заключения. Сергея Павловича перевели в спецтюрьму для находящихся в заключении ученых (ЦКБ-29). Здесь под руководством А.Н. Туполева он работал над созданием бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и занимался разработкой проекта управляемой аэроторпеды и усовершенствованием ракетного перехватчика.

В итоге в 1942 году конструктора перевели в ОКБ-16 тюремного типа при Казанском авиазаводе № 16. Это конструкторское бюро занималось разработкой новых типов ракетных двигателей для их применения в авиации.

В 1943 году С.П. Королев был назначен на должность главного конструктора группы реактивных установок и стал работать над усовершенствованием пикирующего бомбардировщика Пе-2, который совершил свой первый полет в октябре 1943 года.

В июле 1944 года Сергей Павлович был досрочно освобожден из заключения, но на протяжении еще 1 года работал на Казанском авиазаводе.

После окончания Великой отечественной войны он был назначен главным конструктором баллистических ракет дальнего действия Калининградского НИИ-88 (в период с 1946 по 1954 годы под его руководством были разработаны ракеты Р-1 (аналог немецкой Фау-2), Р-2, Р-5, Р-11 и их модификации).

К числу крупнейших достижений Королева в области ракетных вооружений относятся создание в 1956 году первой советской стратегической ракеты и разработка первой в мире межконтинентальной ракеты Р-7, которая поступила на вооружение Советской армии в 1960 году.

Что касается советской программы освоения космоса, то еще в 1955 году Сергей Павлович и ряд других ученых (М.В. Келдыш, М.К. Тихонравов) обратились к Совету Министров с предложением о запуске в космос искусственного спутника Земли с помощью ракеты Р-7. В результате в конце лета 1956 года из состава НИИ-88 было выделено самостоятельное ОКБ-1. Королев стал его директором и главным конструктором.

В рамках осуществления программы освоения космоса с помощью пилотируемых космических кораблей и автоматических космических станций им были разработаны 3-ступенчатые и 4-ступенчатые ракеты-носители на базе межконтинентальной ракеты Р-7.

Запуск первого в мире искусственного спутника Земли состоялся 4 октября 1957 года. Он обеспечил Советскому Союзу мировое первенство в освоении космического пространства.

В период с 1958 по 1959 годы были разработаны и выведены на околоземную орбиту геофизический спутник, 2 спутника «Электрон», с помощью которых велось исследование радиационных поясов Земли, а также осуществлен запуск 3 межпланетных станций к Луне.

Весной 1961 года были закончены работы по созданию и испытанию первого пилотируемого космического корабля «Восток-1», и 12 апреля 1961 года состоялся первый в мире пилотируемый полет в космос. Полет Ю.А. Гагарина стал грандиозным триумфом советской науки и техники, несмотря на то, что «Восток-1» совершил всего 1 виток вокруг Земли.

Продолжительность полета Германа Титова на корабле «Восток-2» составила уже 1 сутки (6 августа 1961 года). Далее последовали совместный полет «Востока-3» и «Востока-4» с космонавтами А.Г. Николаевым и П.Р. Поповичем на борту (11-12 августа 1962 г.), совместный полет «Востока-5» и «Востока-6», пилотируемых В.Ф. Быковским и В.В. Терешковой (14-16 июня 1963 г.). Затем состоялся полет нового, более сложного космического корабля «Восход» (12-13 октября 1964 года) с 3 космонавтами на борту. И, наконец, 18 марта 1965 года в рамках полета на космическом корабле «Восток-2», пилотируемом экипажем из 2 космонавтов, А.А. Леонов впервые в мире вышел в открытый космос.

Параллельно с реализацией программы пилотируемых околоземных полетов С.П. Королев приступил к осуществлению проекта разработки пилотируемой долговременной орбитальной станции, принципиально нового, космического корабля «Союз» с бытовым отсеком для длительного нахождения в нем космонавтов без скафандров и возможностью автоматической стыковки 2 кораблей этого типа. Но дожить до осуществления своих замыслов великому конструктору не удалось.

Что же касается программы пилотируемого полета к Луне, идея которого овладела Сергеем Павловичем ещё в середине 50-х годов 20 века, то после смещения Н.С. Хрущева все работы в этом направлении были постепенно прекращены. После смерти Королева советская лунная программа свелась лишь к запускам беспилотных автоматических станций.

Умер великий ученый 14 января 1966 года от сердечной недостаточности во время проведения операции по удалению злокачественной опухоли кишечника.

Урна с прахом Сергея Павловича Королева захоронена в Кремлевской стене.

Огромные заслуги конструктора Королева перед нашей страной были отмечены высокими государственными наградами. Он является Дважды Героем Социалистического Труда, кавалером трех орденов Ленина, ордена «Знак Почёта», а также лауреатом Ленинской премии.

Обновлено 11.05.2019 14:30
 
Яндекс.Метрика